Сегодня и вчера
Пасхальная заутреня в Малороссии
«Пасхальная заутреня в Малороссии» Автор:
Пимоненко Николай Корнилович


Размер:
133 x 193 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1891
Местонахождение:
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Смотреть полностью


У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.



Лалош М. Времясчисление христианского и языческого мира. — СПб., 1867. — C. III.

На окраинах нашего отечества мы постоянно сталкиваемся с иноверцами. Пасторы и, в особенности, ксендзы, пользуясь неведением своей паствы и нашим молчанием, постоянно обзывают нас схизматиками, постоянно кричат, что они одни строго держатся постановлений Вселенских Соборов, и что мы только нарушаем их. Обвинения такого рода поддерживают сепаратизму, не допускают многих, отпадших в католицизм, сынов православной церкви снова возвратиться в ее лоно и сделаться опять Русскими не на словах только, но и на деле. Поэтому все, что хотя сколько-нибудь может обнаружить лживость подобных обвинений, не должно считаться излишним. В числе разного рода доводов, которые враги православия, а, следовательно, и русской народности, приводят в подтверждение своих обвинений, они указывают и на наш календарь и, в особенности, на способ, употребляемый православною церковью для определения дня Пасхи и всех сопряженных с нею праздников; они стараются выставить все мнимые достоинства Григорианского способа, и стараются доказать, что правила, соблюдаемые ими при вычислении дня Пасхи, совершенно согласны с правилами Никейского Собора. Такая враждебная России тактика неминуемо должна принять еще большие размеры в настоящее время, вследствие усиливающегося ежедневно сочувствия к православию в среде Униатов. А чтобы убедить, какое решительное влияние оказывает, в деле религиозного и национального воссоединения, наше времясчисление, и, следовательно, как важно отстаивать нам его неприкосновенность, ссылаемся на отзыв передового публициста единокровных братий наших в Галиции, отпадших в Унию, г. Наумовича. Он говорит: «с Москвою меня связывает тот же самый Бог, те же Святые Тайны, та же Библия, тот же язык церковно-славянский, то же самое летосчисление. У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас мясопуст, в Москве мясопуст; у нас поклоны, в Москве поклоны; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес» (см. Московок. Ведомости. 1866 года, 27 октября, № 226).

Считая поэтому необходимым наглядно доказать, с какою поразительною точностью наша православная церковь и поныне соблюдает в деле времясчисления, все правила Вселенских Соборов и, вместе с тем, желая изобличить умышленное искажение истины противниками православия, — мы старались в нашем изложении сопоставить правила Никейского Собора с правилами и доселе употребляемыми православною церковью при своих пасхальных вычислениях. Для того же, чтобы дать возможность совершенно освоиться с этими правилами, мы решились приложить к нашему труду таблицы обращения индиктиона и пасхалию зрячую —подлинником, переложив их только с церковного на гражданский язык. Таблицы эти — по простоте и удобству — превосходят все без исключения, придуманные в позднейшее время, пасхальные таблицы; но они, к сожалению, не встречаются, сколько нам по крайней мере известно, ни в одном из доселе изданных руководств к времясчислению; собственно же церковные таблицы не для всех доступны, а для иноверцев и непонятны. Мы надеемся, что знакомство с этими таблицами покажет всю рациональность способа, употребляемого, неизменно со времен Никейского Собора, т. е: с 325 года по P. X., православною церковью для своего времясчисления, — и объяснит нашим порицателям: почему мы не желаем и не имеем надобности изменять мудрую простоту правил, завещанных нам Вселенским Собором, и — прибегать к хитросплетениям, введенным Григорианскою реформою в пасхальные вычисления.




Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену!
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Желателен переход крестьян к подворному владению
Мысли о федеративном устройстве Древней Руси
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?
Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора
Рождество Христово
С Новым годом!!!
У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.