Сегодня и вчера
Русское войско встречает литовских союзников - князей Андрея Полоцкого Ольгердовича и Дмитрия Ольгердовича Брянского Смотреть полностью
Примечание:
a:2:{s:4:"TEXT";s:544:"<div id="imgunder"> <b>Задонщина</b> <br><i>(перевод Л.А. Дмитриева)</i><br><br> «…О соловей, летняя птица, вот бы тебе, соловей, пеньем своим прославить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича, и из земли Литовской двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Дмитрия, да Дмитрия Волынского! Те ведь - сыновья Литвы храбрые, кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб их пеленали, под шлемами лелеяли, - с конца копья они вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле. </div>";s:4:"TYPE";s:4:"html";} Читать примечание полностью...

При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими?



Юргевич В.Н. Опыт объяснения имен Князей Литовских // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1883. Июль-Сентябрь. Книга третья.

Кто занимался историей Литвы, не мог не остановиться на некоторых весьма темных вопросах. При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими? Кто не старался объяснить себе, почему эти христианские имена являются в то время, когда язычество было в Литве во всей силе? Для нас непонятно было также, почему у князя с христианским именем, женатого на русской княжне, упоминаются сыновья с именами языческими, или наоборот, у князя язычника—с христианскими. Смесь имен очевидно следует приписать влиянию православной церкви из соседнего русского государства, но история не указала нам, когда началось это влияние. Преобладание русского элемента в литовском княжестве мы привыкли относить ко времени присоединения к Литве русских земель вследствие завоеваний и родственных связей литовских князей с русскими и вследствие переселений русских в Литву. Эти завоевания начались с присоединения к Литве земли кривской, при преемниках Ярослава Владимировича во второй половине XI века, но неужели при Ярославе, завоевавшем значительную часть собственной Литвы (1044), русские проповедники не воспользовались примером Скандинавов и Поляков, посылавших в X и начале XI века своих миссионеров для обращения в христианство языческой Литвы? Решение этих вопросов без тщательного изучения имен литовских было невозможно. Только с их помощью мы узнаем, что влияние Русских на Литву было гораздо древнее, чем мы предполагали, и началось даже раньше Ярослава, когда Литва не была еще княжеством. Это доказывают имена сыновей баснословного Палемона, живших в начале XI века, Боркус, Кунас и Спера, из коих первое произошло из ласкательного Боркуша (Борис), второе из Конаша (Конон), третье — Спера (Спиридон). Упоминаемый в то же время завоеватель Кривичей Кернус был не что иное как Карнуша (Корнелий). Между тем, считая эти и многие другие имена князей языческими и не задавая себе труда познакомиться с ними, мы приговорили незаслуженно весьма многих православных князей к язычеству и вообразили себе, что литовский княжеский дом исповедовал языческую веру даже в конце XIV столетия, во время Ольгерда. Но присматриваясь ближе к разным формам литовских имен и сравнивая их с существующими и древними формами народных русских, мы увидим, что имя, которое считалось до сих пор языческим, не есть языческое, и что следовательно не всегда князь, известный нам как язычник, был им в самом деле, хотя иногда до поры до времени был принужден скрывать свое христианство, живя среди народа грубого и сильно преданного язычеству. Мы не станем тогда затрудняться подобно Карамзину, который, приводя сказание русских летописцев о том, что Вильняне, боясь Мстислава В., завоевателя земли кривской, призвали к себе на княжение около 1128 г. из Царьграда двух сыновей бывшего полоцкого князя Ростислава Рогволодовича Давила и Мокволда, из коих первый был отцом Вита и Эрбеня, а второй Миндовга, не верит преданию, находя между прочим невероятным, чтобы сыновья русского князя назывались литовскими именами и приняли веру языческую, ибо Миндовг был язычник. То, что говорит Карамзин о Ростиславичах, может быть применено к другим литовским князьям. Многие из них имели отцов, исповедовавших христианство и постригшихся в монашество; иные матерей или жен православных из русского княжеского дома, из которых не одна оставила память о своем благочестии…




К вопросу о государственных цветах древней России
План хозяйства в лесной даче его сиятельства Графа Петра Павловича Шувалова
Как скоро начинают говорить о кредите, он падает
Без искусственного возбуждения не дается ни один шаг, поэтому, пропаганда составляла предмет особенной заботливости вожаков заговора
Жители Кавказа должны столько же любить и уважать нас во время мира, сколько бояться в военных действиях
Не бо праведно, якоже словеса реша, во cвины поврещи, иже умных бисер чистое и боговидное и доботворное украшение
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело и радостно гибнет за правое дело!
Я много читал раньше о том восторженном настроении, которое, якобы, царило в Петрограде, и не нашел его.
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Когда устранился от взоров людей его грозный образ, открылась Россия, представлявшая уже более светлое, отрадное зрелище



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.