Сегодня и вчера
Русское войско встречает литовских союзников - князей Андрея Полоцкого Ольгердовича и Дмитрия Ольгердовича Брянского Смотреть полностью
Примечание:
a:2:{s:4:"TEXT";s:544:"<div id="imgunder"> <b>Задонщина</b> <br><i>(перевод Л.А. Дмитриева)</i><br><br> «…О соловей, летняя птица, вот бы тебе, соловей, пеньем своим прославить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича, и из земли Литовской двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Дмитрия, да Дмитрия Волынского! Те ведь - сыновья Литвы храбрые, кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб их пеленали, под шлемами лелеяли, - с конца копья они вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле. </div>";s:4:"TYPE";s:4:"html";} Читать примечание полностью...

При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими?



Юргевич В.Н. Опыт объяснения имен Князей Литовских // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1883. Июль-Сентябрь. Книга третья.

Кто занимался историей Литвы, не мог не остановиться на некоторых весьма темных вопросах. При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими? Кто не старался объяснить себе, почему эти христианские имена являются в то время, когда язычество было в Литве во всей силе? Для нас непонятно было также, почему у князя с христианским именем, женатого на русской княжне, упоминаются сыновья с именами языческими, или наоборот, у князя язычника—с христианскими. Смесь имен очевидно следует приписать влиянию православной церкви из соседнего русского государства, но история не указала нам, когда началось это влияние. Преобладание русского элемента в литовском княжестве мы привыкли относить ко времени присоединения к Литве русских земель вследствие завоеваний и родственных связей литовских князей с русскими и вследствие переселений русских в Литву. Эти завоевания начались с присоединения к Литве земли кривской, при преемниках Ярослава Владимировича во второй половине XI века, но неужели при Ярославе, завоевавшем значительную часть собственной Литвы (1044), русские проповедники не воспользовались примером Скандинавов и Поляков, посылавших в X и начале XI века своих миссионеров для обращения в христианство языческой Литвы? Решение этих вопросов без тщательного изучения имен литовских было невозможно. Только с их помощью мы узнаем, что влияние Русских на Литву было гораздо древнее, чем мы предполагали, и началось даже раньше Ярослава, когда Литва не была еще княжеством. Это доказывают имена сыновей баснословного Палемона, живших в начале XI века, Боркус, Кунас и Спера, из коих первое произошло из ласкательного Боркуша (Борис), второе из Конаша (Конон), третье — Спера (Спиридон). Упоминаемый в то же время завоеватель Кривичей Кернус был не что иное как Карнуша (Корнелий). Между тем, считая эти и многие другие имена князей языческими и не задавая себе труда познакомиться с ними, мы приговорили незаслуженно весьма многих православных князей к язычеству и вообразили себе, что литовский княжеский дом исповедовал языческую веру даже в конце XIV столетия, во время Ольгерда. Но присматриваясь ближе к разным формам литовских имен и сравнивая их с существующими и древними формами народных русских, мы увидим, что имя, которое считалось до сих пор языческим, не есть языческое, и что следовательно не всегда князь, известный нам как язычник, был им в самом деле, хотя иногда до поры до времени был принужден скрывать свое христианство, живя среди народа грубого и сильно преданного язычеству. Мы не станем тогда затрудняться подобно Карамзину, который, приводя сказание русских летописцев о том, что Вильняне, боясь Мстислава В., завоевателя земли кривской, призвали к себе на княжение около 1128 г. из Царьграда двух сыновей бывшего полоцкого князя Ростислава Рогволодовича Давила и Мокволда, из коих первый был отцом Вита и Эрбеня, а второй Миндовга, не верит преданию, находя между прочим невероятным, чтобы сыновья русского князя назывались литовскими именами и приняли веру языческую, ибо Миндовг был язычник. То, что говорит Карамзин о Ростиславичах, может быть применено к другим литовским князьям. Многие из них имели отцов, исповедовавших христианство и постригшихся в монашество; иные матерей или жен православных из русского княжеского дома, из которых не одна оставила память о своем благочестии…




Особенно интересны результаты исследования курганов под Черниговом
Празднование понедельника в Малороссии
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Вообще ото всех новых затей, перебивок и расходов после мира, который еще не заключен на шесть лет, прошу всех поудержаться
Он никак не мог освободиться от научного балласта, который, загромождая мысль, мешал ее свободному проявлению
Высочайшие Ее Императорского Величества милости, нечувствительно мой философской рассудок пленя, в неописанное порадование привели
В Сибири ему казалось, что он присутствует при зарождении новой, богатой ресурсами славянской страны
Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского
Ляпунов отправил к Скопину послов, которые поздравили его царем от имени Ляпунова и подали грамоту, наполненную укоризнами против царя Василия.
Политическая программа общества «Земский союз» . 1882



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.