Сегодня и вчера
Портрет князя Михаила Михайловича Щербатова
Портреты «Портрет князя Михаила Михайловича Щербатова» Автор:
Левицкий Дмитрий Григорьевич


Размер:
61 х 49 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1781
Местонахождение:
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Смотреть полностью
Примечание:
Портрет работы Д. Левицкого, на котором, предположительно, изображен историк и публицист князь М. М. Щербатов. Установлено, что орденская лента и звезда приписаны позднее другим художником.

Правило сие: не есть бо в свете добрый начальник, который сам в свое время повиноваться не приобык, не толь есть общее, как хотят нам его утвердить



Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1871. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая. — М., 1871. С. 546.

Примечания верного сына отечества на дворянские права на манифест

[т.е. на «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г.]

Правило сие: не есть бо в свете добрый начальник, который сам в свое время повиноваться не приобык, не толь есть общее, как хотят нам его утвердить. Ибо Помпей никогда ни под чьим предводительством не служил, равно как и Конде, однако были добрые начальники. Но, не отвергая сего правила, надлежит ли дворянину в самых нижних чинах служить, чтобы повиноваться научиться, и в одних ли солдатских, капральских и унтер-офицерских чинах требуется повиновение? Сие самое противно прежним узаконениям Ее Императорского Величества, повелевающим дворян в кадеты и в подпрапорщики, а не инако, записывать, следственно, хотя нижний чин при записке получают, но не все чиноначалия проходят. Противно сие самому поступку Ее Императорского Величества, жалующего их в знатные чины, за заслуги отцов их, людей молодых, иль в офицеры гвардии новорожденных; следственно, сии не все чиноначалия пройдут, а потому по положенному сему правилу не могут быть уже толь годны, как те, которые все чиноначалия прошли; следственно, не милость им, но вред в пожаловании им заключается, заключается и вред государству, что те, которые бы могли, почерпнуть от родителей своих многие знания, которые другие и почерпнуть не могут, становятся, однако, не толь годны, как другие, токмо от низких степеней происшедшие. Наконец, если сие правило есть общее, то оно на всех Государей простирается: они чрез все чиноначалия не происходят: убо не могут быти добрые начальники, ибо в свое время сами повиноваться не приобыкли…

Я весьма отдален мнить, чтобы вдруг жаловать в знатные чины дворян; но со всем с тем, не могу же почитать за утвержденное правило, чтобы им с самых чинов, как рекрут, службу свою начинать надлежало. Петр Великий, конечно, любитель должного повиновения и искусства избирать и научать людей, узаконил, выучившимся на своем коште давать чины офицерские. В табели о рангах назначил по штатской службе время, которое противу какого чипу дворянам служить; а по архиве Его Величества мне известно, что он и по степеням дворянства разделение сие хотел сделать. Сие не было исполняемо. Так, но для того, первое, что мало благородных писцов в штатскую службу вступало, а второе, что вскоре после табели о рангах Петр Великий преставился.

«Прямо честолюбивые души, от самой древности, где многочисленнее, как не между Российским дворянством обретались? Не их ли обязательства утверждались за неустойку единым стыдом? Ибо стыд и поношение благородным и честь любящим душам представлялись наитягостнейшим наказанием» и пр. Похвальные правила, но утверждаются ли они последующими сему Манифесту законами?





Ледовый поход на Аландские острова
Хивинский поход: к победе через мёртвые пески.
Кого будили декабристы?
Первое общество Донских казаков, родоначальников народа, ныне Донскую область населяющего, основалось не ранее последних годов ХV столетия.
Последний император и политические проекты пронырливого метеоролога
Трусость Голландского Капитана, кораблем сим начальствовавшего, была причиною, что он взят был Стенькою Разиным и сожжен.
Фридрих II, предусматривая неминуемую гибель всего своего войска при сколько-нибудь энергично веденном преследовании, пришел в состояние близкое к полному самозабвению.
Бессмертны твои творения, гений в русских стихотворцах изящнейший!
«Не дивись,— отвечал Шуйский, — не дивись моей участи! Я был сильный государь, а теперь пленник»
Русские в Берлине. 1813 год.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"