Сегодня и вчера
Призвание князя
Историческая иллюстрация «Призвание князя» Автор:
Кившенко Алексей Данилович


Размер:
33 х 44 см
Техника:
Бумага, акварель
Время создания:
1880
Местонахождение:
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора



А.Васильев. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги. 1858. С 117.


Исландские Саги не имеют той древности, которая необходима для сказания о нашей до Рюриковской истории. Древнейшая Сага «Арефрода» есть произведение XI века, следственно современная Нестору. Саги много говорят о сношении Скандинавов с Aysterveg и Биармией. Но Биармия было сильное, восточное государство, занимавшее нынешние Архангельскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую губернии — и уже в последующие столетия вступившее в состав Новгородского владения; и вполне неведомо, какой край нынешней России или Германии звали Скандинавы Aysterveg?... Нынешняя Эстляндия, Лифляндия, Курляндия, закрывавшие древнюю Северную Россию, Финляндия, Пруссия и наконец земли Славян Венедов— могли скорее, быть их Aysterveg; но многие, даже Русские, несмотря ни на географию, ни на факты, ни на хронологию, так и ищут права признать древних Славян подданными Скандинавов или Германцев.

Неоспоримо видимо, что Скандинавы имели дружеские сношения, а иногда и враждебные с Новградиею, которую звали Скандинавы Голмгардией и Гардариком. (Гардарик — страна городов). Есть сказание, что Норвежский король Гадинг проникал Западной Двиной до Полоцка, но власти Скандинавов над Россией нигде не видно.

Саги писаны не как история, но как романы Исландии, удалившимися туда Шведами, Норвежцами и Датчанами (вследствие уничтожения мелких Коннугств и введения государственного порядка). Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора, но нашлись люди, которые усиливаются сделать из них злоупотребление, оскорбительное для истории древней России. Прочтите полный подстрочный перевод древнейшей Саги Эйдмунда; она составлена со слов пятерых Исландцев, возвратившихся из дружины служившей Русскому Князю Ярославу.

Вся сага переведена главами, — в первых двух, объясняется : что в 1015 году, Эйдмунд, лишенный Коннунгства во время пиратства на море, созывает родственника Рагнара и шестьсот человек своей дружины, уговаривает их оставить отечество и идти служить Русским князьям, которые разделя наследие отца, начинают уже враждовать между собою, и следственно, будут иметь необходимость в военной помощи.

3-ю, 4-ю и часть 5-й главы, передам здесь, слово в слово:

Глава III.

Эйдмунд приезжает в Гардарик

«Эйдмундовцы не прежде оставили путешествие, как прибыв на восток в Голмгардию, к конунгу Ярислейфу (Ярославу). Они решились, (не предлагая своей службы другим), наперед явиться к конунгу Ярислейфу, согласно настоянию Рагнара. Конунг Ярислейф был в родстве с Шведским конунгом, Олафом: он имел (в супружестве) дочь его Ингигерду; Как скоро сведал конунг о прибытии их в ту страну, послал к ним мужей, предложить им безопасность в дружеской земле и (звать их к) его присутствию на веселый пир; за что они хорошо возблагодарили. Когда уселись к пиру, конунг и господыня (его супруга), расспрашивали у них, о разных Норвежских делах и о конунге Олафе Гаральдовиче. Эйдмунд сказал им много хорошего об нем и об его нравах, говоря, что долгое время был он его совоспитанником и товарищем (на поле брани), но не хотел распространяться о том, что его огорчало, относительно к происшествиям, о которых упомянуто выше. Эйдмунду и Рагнару понравилось все, касающееся как до конунга, так и до господыни, потому что она решительна (в делах) и мягка на пенязь (т. е. щедра). Конунг же Ярислейф, хотя отнюдь не славился мягкостью своею на пенязь, но был князь способный к правлению и знатно видный…




Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену!
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Желателен переход крестьян к подворному владению
Мысли о федеративном устройстве Древней Руси
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?
Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора
Рождество Христово
С Новым годом!!!
У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.