Сегодня и вчера
Граф Румянцев, будучи сам свидетелем боя, донес Императрице что «гренадеры и солдаты были как львы», и приказал выдать людям по 1-му рублю





Тударев Андрей Иванович. Краткая история 5-го гренадерского Киевского полка.: Тип. Губернского Правления, 1892.— 209 с.

Отдельный корпус графа Румянцева, назначенный действовать против крепости Кольберг, 15-го мая 1701 года переправился через Вислу и двумя колоннами выступить в приморскую прусскую область Померанию. Перейдя 28-го мая границу области, граф Румянцев, согласно приказанию главнокомандующего, должен быль обождать здесь прибытия остальных частей, назначенных в состав его отряда. 8-го июня граф Румянцев продолжал движение и 15-го июня занял небольшой городок Кеслин; здесь к его отряду присоединилась бригада Бекетова, т. е. полки: Киевский, Муромский и Вятский. Впереди Кеслина был выбран для отряда лагерь, где войска и простояли до 7-го августа, ожидая прибытия запоздавших частей и нашего флота, который должен был высадить на берег несколько батальонов.

Молодой граф Румянцев, выбранный начальником осадного корпуса, был одним из самых выдающихся русских генералов того времени. Сосредоточив свои войска в лагере близ Кеслина, он принял все меры в тому, чтобы обеспечить себе успех в предстоящей осаде крепости. Меры эти касались, как устройства самого отряда, так и обеспечения его продовольственными и боевыми для предстоящей осады запасами.

Из всех гренадерских рот своего отряда граф Румянцев приказал сформировать 4 гренадерских батальона, по 3 роты в каждом: вследствие этого 2 гренадерские роты Киевского и одна Воронежского пехотных полков образовали 1-ый гренадерский батальон подполковника Попова. В каждый гренадерский батальон назначено было по 4 орудия с прислугою.

Кроме того, из охотников всех полков отряда составлены были особые «легкие» батальоны для действия в лесах и для поддержки передовой конницы. Состав пехотной бригады, до сих иор постоянно меняющийся, определен был графом Румянцевым для своего отряда в два полка и один гренадерский батальон, причем Киевский и Муромский полки составили бригаду Яковлева.

7-го августа наши войска двинулись несколькими колоннами к крепости Кольберг, причем главные силы отряда, в числе коих состоял и Киевский полк, предводимые самим графом Румянцевыми выступили по дороге на Нассов и 18-го августа наняли сильную позицию у деревни Стойкова, в 8 верстах от Кольберга, где и оставались до 24 августа. В первые дни стоянки отряда у Стойкова, граф Румянцев произвел осмотр расположения пруссаков у крепости. Крепость Кольберг лежит на правом берегу реки Персанты, при впадении ее в Балтийское море. К востоку от этой реки простиралась тогда болотистая, покрытая с северной своей части Кольбергским лесом, низменность. проходимая только по дорогам. Отдельные возвышенности находились лишь в некоторых местах и были заняты деревнями, В течение лета 1761 года пруссаки обратили серьезное внимание на изучение местности к востоку от реки Персанты и, в расстоянии версты с небольшим от крепости, устроили сильный укреплённый лагерь, прикрытый сплошною линией окопов, тянувшихся от реки до берега моря. Окопы эти в некоторых местах имели довольно значительные размеры и усилены были волчьими ямами: кроме того, доступ к правому флангу этой линии обеспечивался отдельным укреплением, возведенным на находившейся впереди возвышенности, называемой «Зеленою горою»: левый фланг позиции усилен был особым укреплением и засеками. устроенными в северной части Кольбергского леса.

24-го августа; граф Румянцев двинул свои войска от Стойкова к крепости и к 8-му сентября, сбив передовые прусские отряды, расположился главными силами в версте оть укрепленного лагеря противника, имея правый фланг у деревни Трамм, а левый — на высотах у деревни Некнин. Желая прежде всего обеспечить свои фланги, граф Румянцев приказал атаковать «Зеленую гору» , а также: отдельные укрепления, защищавшие доступ к левому флангу противника. Назначенные для атаки войска должны были начать движение 7-го сентября в 4½ часа утра. Атака на нашем правом фланге окончилась вполне удачно: обойдя бывшее здесь укрепление со стороны леса, наши войска молодецки атаковали пруссаков. захватили их артиллерию и взяли в плен до 200 человек нижних чинов, самое же укрепление немедленно приспособили для действия против неприятеля. Атака на левом фланге против Зеленойгоры, не имела успеха. так как назначенный для этого батальон сбился с дороги, попал в болото и должен был отступить с большими потерями.

На следующий день, 8-го сентября, граф Румянцев решил повторить удар и приказал 1-му гренадерскому батальону подполковника Попова, составленному, как уже было сказано, из двух гренадерских рот Киевского и одной Воронежского полков, атаковать Зеленую гору.

Под покровом ночи гренадеры, тихо, без выстрела. подошли к Зеленой горе и стремительно атаковали защитников ѵкрепления. Почти без потерь, они овладели неприятельской батареей и захватили в плен всю бывшую при ней команду.

Между тем неприятель начать сосредоточивать к Зеленой горе значительные подкрепления. Гренадеры, предоставленные собственным своим силам, мужественно отражали нападения противника, но, не будучи своевременно поддержаны, должны были уступить батарею неприятелю и начали отходить назад.

Прибывшие в это время Воронежский и Белозерский полки не могли поправить дело и вместе с гренадерами отошли к своим позициям. Потери наши во время этого отступления были весьма значительны. Граф Румянцев будучи сам свидетелем боя, донес Императрице Елизавете Петровне, что «гренадеры и солдаты были как львы», и в знак своей благодарности приказал выдать людям 1-го гренадерского батальона по 1-му рублю...





Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"